Мой набор объективов

Всем привет!

Сегодня я хотел бы затронуть тему, о которой уже написано терабайты информации и про которую напишут еще  больше! Тему вокруг, которой не угасают споры и которая интересна большинству фотографов и в особенности начинающим.

Тема – Объективы.  

Когда я только начинал заниматься фотографией и приобрел камеру со сменными объективами, у меня сразу возникли вопросы и сомнения, а какие же объективы мне нужны, так чтобы и подешевле и картинку давали классную и еще желательно зум, что бы все можно было одним объективом охватить!

 

Помню, как мучала меня  эта проблема выбора и как я штудировал кучи форумов и сайтов в поисках ответа на вопрос: “какой же он -  оптимальный набор объективов?”. В этой статье я расскажу про свой набор объективов, который последнее время покрывает все мои задачи, и надеюсь, он поможет определиться с выбором сомневающимся.

 

Что бы на меня не наезжали всякие интернет-тролли сразу отмечу: Все написанное в статье это мое личное мнение ни в коем случае не является парадигмой.

 

Итак довольно прелюдий, поехали.  

 

Аудитория, для которой я пишу свои статьи это фотографы начинающего и среднего уровня, но  которые хотят улучшить качество своих работ и стать профессионалами. Поэтому мы здесь речь пойдет про профессиональную оптику.  Давайте для определенности скажем, что профессиональные это объективы стоимостью выше 300$.

 

Увы и ах, хорошие фотографии требуют хорошую оптику!

 

Кто-то возразит, что и на телефон можно снять шикарные снимки! Можно конечно, но далеко не всякую задачу получиться покрыть снимками с телефона!

 

Здесь мы говорим о требованиях, предъявляемых к оптике для профессиональных коммерческих съемок в сферах Fashion, Beauty и Предметной фотографии.

В этих сферах съемка ведётся на топовые камеры с матрицами высокого разрешения, а для того что бы это разрешение работало в полную силу, нужно использовать оптику которая имеет такую же разрешающую способность. В случае такой согласованности мы сможем различить мельчайшие детали на снимке, которые зачастую необходимы в рекламных съемках.

 

Дальше мы последовательно пройдемся по пунктам:

  • Мой набор объективов.
  • Цели и Задачи (собственно какие задачу возникают в моей работе, которые должна покрывать оптика).
  • Фокусное расстояние и диафрагма (Focus & Aperture).
  • Фикс или Зум (Fix or Zoom).
  • Luxe или не Люкс.
  • Другое.

Мой набор.

 

Я снимаю на камеру Canon, поэтому и говорить буду про объективы этой фирмы. Но все сказанное точно так же подходит соответствующим аналогам других производителей – Nikon, Sony и т.д.

 

Последнее время я обхожусь вот этими 3мя объективами:

 

Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM

Canon EF 50mm f/1.2L USM

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM

Цели и Задачи.

 

Как видите фокусные расстояния выбраны таким образом что бы покрыть большой диапазон углов съемки – от широких до узких.

 

Но все таки не покрыты супер широкие углы типа – fish eye (f~12mm) или супер телеобъективов с f~300-400mm.

 

Поясню почему:

 

Объективы Fish eys дают сильно искаженную картинку которая которая в коммерческой съемке пригождается крайне редко (это скорее забавный эффект который можно использовать для разнообразия с личном альбоме) и покупать отдельно под нее объектив я считаю ненужным если у вас ограничен бюджет, лучше просто взять его в прокат на конкретную съемку.

 

Супер телеобъектив нужен для съемки сильно удаленных объектов и нужен больше в репортажных съемках спортивных событий или природы, когда нет возможности близко подойти к объекту съемки.

 

Мои же задачи это:

  1. Предметная фотосъемка которая проводиться как правило на расстоянии 1-1.5 м от объекта, и обязательно с использованием студийного света.
  2. Портретная съемка, так же проводится на небольших расстояниях 1,5-2м и как правило с использованием студийного освещения.
  3. Съемка модели в полный рост в студии или на пленере.  Здесь расстояния уже порядка 2-5 метров, с использованием студийного или естественного освещения.

Поставив задачи, мы можем перейти к рассмотрению параметров оптики необходимых для их решения: 

 

Фокусные расстояния и диафрагмы.

 

А вот умеренные фокусные расстояния от 16см до 200см нужны часто!

 

Для предметной съемки отлично подходят  объективы с фокусом 50-70см. Так как в данном типе съемок в основном нужна большая глубина резкости и изолирование внешнего освещения, то работа ведется на высоких апертурных значениях  f/11-18, а большая светосила не принципиальна.

Но иногда и в предметке могут встречаться задачи при которых понадобиться широкий угол обзора  когда нужно захватить побольше окружающего пространства, а не только сам предмет. 

Для портретной съемки нужны фокусные расстояния 50-100мм. А вот значения апертуры в данном типе задач уже имеет значение!  Если вы хотите иметь четкий фон и все лицо в фокусе,  то закрываете дифрагму посильнее и получаете четкую картину. Но если  у вас идея получить художественный кадр с красиво  размытым фоном то вам потребуется максимально открытая диафрагма и чем меньше значения чилса тем лучше например 1.2 или 1.4 – идеально!

 

Вот два примера фотографий с закрытой и открытой диафрагмой обе на фокусном расстоянии 50мм:

Так, что можно сделать следующий  вывод: Для портрета покупайте объектив с максимальным открытием диафрагмы на который у вас хватает бюджета, тогда этот объектив будет более универсальным.

 

При съемке  модели в полный рост или при охвате группы людей рациональнее уже использовать широкоугольные объективы с фокусом 35-50мм. Особенно если вы снимаете в небольшом помещении, где нет возможности отойти подальше. Требования к диафрагме здесь такие же как и при съемке портрета. Вот еще пару примеров съемки на широком угле с разным значением диафрагмы:

 

В этом кадере нужно было убрать детали фона(мелкую листву), что бы они не отвлекали от модели

 

А здесь, наоборот хотелось показать детали дорогого антуража.

Мы плавно подошли к следующему больному вопросу:

 

Фикс или Зум?

 

 

Давайте рассмотрим в чем их отличие, плюсы и минусы.

 

Фиксы(объективы с фиксированным фокусным расстоянием) : Плюс – возможность получить большую светосилу за меньшие деньги в сравнении с зум-объективом. Минус  - при съемке приедятся перемещаться по площадке.

 

Зум(объективы с переменным фокусным расстоянием): Плюс – Универсальность. Иногда пригождается возможность приблизить объект, оставаясь на месте. Минус – большая цена, больший вес, меньше светосила.

На самом деле, если у вас нет недостатка в средствах - то не важно фикс или зум.

 

Берете самую топовую модель зума и она будет отлично отрабатывать кадры на открытой диафрагме и вы поимеете основной плюс зума – универсальность.

 

Но вот если у вас ограничения по деньгам! Тогда стоит обратить взор на фиксы т.к.  при гораздо более меньших затратах вы уже можете взять объектив с достойной светосилой ~ 1/4 или 1/8. Правда, возможно, вам придется в своем комплекте иметь на 1 объектив больше, что бы покрыть все необходимые фокусные расстояния, но все равно это будет дешевле чем покупать дорогой  зум.

 

Что касается необходимости перемещаться при использовании фикса - это не большая беда! Во время студийной съемки вы так и так бегаете вокруг модели не зависимо от того зум у вас или нет! Если вы снимаете предметку, то все еще проще. Один раз поставите штатив на нужное расстояние от предмета и погнали! Здесь вообще не принципиальна возможность изменять фокусное расстояние. 

 

Люкс или не Люкс (здесь мы подразумеваем маркировку топовых объективов).

 

Как правило под “Люксовыми” подразумевают  объективы с максимальной светосилой в своем фокусном диапазоне.  У фирмы Canon такие объективы маркируются литирой “L”. В таких объективах используются очень качественные просветленные стекла с минимальным световым поглощением и высокой точностью шлифовки – что уменьшает аберрационные и хроматические дефекты объектива. Получаемая на этих объективах картинка завораживает своим качеством!

 

Еще одной характеристикой таких объективов является цена, которая имеет отнюдь не линейную зависимость от от светосилы и качества изображения!

 

Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод:  «Люксы» конечно круто и хорошо и если денег завались нужно брать! Но, если бы у вас было завались денег, вы бы наверное не читали эту статью, а уже пошли бы и купили себе набора самых дорогих объективов.  А поэтому я говорю вам – не отчаивайтесь! Купите фиксы следующие ступенью ниже после люксов по характеристикам и уверяю вас для большинства задач вы не почуете разницы, хотя по цене такие объективы будут в разы дешевле! А как поднакопите денег, так обновите свой объектив на такой же люксовый.

 

Хотел бы еще обратить ваше внимание, что существует множество контор и студий у которых можно брать объективы в аренду! Поэтому задумайтесь, как часто вы будете использовать тот или иной объектив? Иногда целесообразнее просто брать в аренду какую то оптику. А перед покупкой люксового объектива можно взять его в аренду плюс объектив уровнем похуже и сравнить их, возможно, вы поймете, что результат не стоит инвестиций. 

 

Другое.

 

Есть еще пару характеристик, по которым я бы пробежался вскользь.

  1. Вес объектива! Этот параметр не влияет на результат работы, но может быть критичен, если вы хрупкая девушка, а вам нужно весь день снимать свадьбу! Держать камеру  с тяжелым зумом на весу в течении длительного времени напряжно! Да и носить его в сумке или рюкзаке весь день тоже утомительно.  Хотя для меня вес никогда не был проблемой, я сильный парень J.
  2. Скорость фокусировки. Этот параметр тоже не всегда важен, но забывать про него нельзя! Для предметки и студийной фотосъемки скорость фокусировки не важна. Я вообще часто работаю на ручной настройке фокуса. Но если вы собираетесь снимать, свадьбу или репортажную съемку – то скорость фокусировки может быть критична и вам стоит почитать обзоры, где этот параметр учитывается отдельно.
  3. Боке (размытие фона).  Важность этого параметра, на мой взгляд, притянута за уши. Во-первых,  бокэ нужно далеко не во всех съемках, а во вторых у объективов которые мы относим к профессиональным по моей классификации, боке по умолчанию хорошее. Об этом можно спорить но ,имхо, это вопрос из разряда – «на вкус и цвет, товарища нет».

P.S. По началу кажется, что объектив это безумно важная вещь! Что только на крутом объективе можно получить крутые фотографии. Это отнюдь не так! Важнее всего в фотографии это – Свет! Если научитесь работать со светом, то даже на средненьком объективе вы будете получать первоклассные кадры. Надеюсь, эта статья вам пригодиться.

 

Решетняк Роман.